Аннотация
Провода воздушных линий электропередач подвержены статическим и динамическим нагрузкам. Боль- шое влияние на работоспособность проводов оказывает их жесткость. Наиболее эффективным способом повышения жесткости провода является увеличение прочности стальной проволоки. Согласно российским стандартам требование по минимальному пределу прочности стальной оцинкованной проволоки составляет от 1380 до 1450 Н/мм2 в зависимости от диаметра проволоки. За рубежом аналогичную проволоку изготавливают и с более высокими прочностными характеристиками: предел прочности проволоки европейского производства может составлять от 1900 до 2300 Н/мм2. В данной работе выявлены основные способы повышения прочности проволоки, оцинкованной на готовом размере, рассмотрены их способы реализации и недостатки. К данным способам можно отнести: повышение массовой доли углерода в стали, получение мелкодисперсной структуры при патентировании, увеличение степени деформации при волочении, снижение температуры оцинкования и времени выдержки в ванне оцинкования, легирование кремнием или ванадием. Большое влияние на показатели качества проволоки, такие как прочность и пластичность, а также затраты на ее производство оказывает применяемый маршрут волочения. Приведен пример технологии получения высокопрочной оцинкованной проволоки для сердечников проводов. Применение высокоуглеродистой стали, патентирования, низкотемпературного оцинкования и нового многократного маршрута волочения с суммарной степенью деформации в интервале 80-85% обеспечивает повышение жёсткости проводов ЛЭП в 1,2-1,3 раза.
Ключевые слова: провода электропередач, жесткость, проволока стальная, состав, технология, конкурентоспособность.
1. Виноградов А.А., Данилин А.Н., Рибинский Л.Н. Деформирование многослойных проволочных конструкций спирального типа. Математическое моделирование, примеры использования. М.: Изд-во МАИ, 2014. 168 с.
2. Подвесные канатные дороги / Беркман М.Б., Бовский Г.И., Куйбида Г.Г., Леонтьев Ю.С. М.: Машиностроение, 1984. 264 с.
3. Masafo Kaiso, Nobuhico Ibaraki, Yasuhiro Oki, Takaaki Minamida Development of a new hypereutectoid steel for high-strength wire // Wire Journаl International. 2002. February, pp. 116 – 121.
4. Bell A., Hobson S., Wilkinson J. et al. Development of ultra-high-strength wire for offshore applications // Wire Journal International. 2008. May, pp. 78–88.
5. Харитонов В. А. Классификация способов ОМД по технологическим признакам при производстве проволоки // Моделирование и развитие процессов обработки металлов давлением: междунар. сб. науч. тр. / под ред. В.М. Салганика. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. С. 49–59.
6. Харитонов В.А., Усанов М.Ю. Совершенствование методики расчета маршрутов волочения для высокоуглеродистых сталей // Черная металлур- гия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2017. № 8. С. 92-95.
7. Методика совершенствования и проектирования маршрутов волочения проволоки / М.Ю. Усанов, В.А. Харитонов, Л.Э. Пыхов, Н.Ю. Сметнева // Сталь. 2018. № 6. С. 42–43.
8. Бэкофен В. Процессы деформации: пер. с англ. М.: Металлургия, 1977. 288 c.
9. Модель провода воздушной линии электропередачи / Шалашилин В.И., Данилин А.Н., Цветков Ю.Л., Рыжов С.В. // Механика композиционных материалов и конструкций. 2005. Т.11. №4. С. 564-572.