Импакт-фактор 2018 г.: 0,362

 

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ

скачать PDF

Аннотация

Представлен пример проектирования ресурсоэффективной технологической стратегии производства с применением двухклетевого реверсивного стана конкурентоспособного холоднокатаного проката – полос толщиной 0,9 мм из высокопрочной IF-стали классов прочности 220 и 260, легированной фосфором. Установлены пределы текучести горячекатаного подката и построены аппроксимации кривых упрочнения металла. С использованием моделей распределения обжатий, натяжений и скорости холодной прокатки, отображающих особенности процесса на двухклетевых реверсивных станах, решена задача выбора максимальной толщины горячекатаного подката при различных заданных ширинах полосы. Автоматизированным проектированием, с учетом комплекса ограничений по загрузкам клетей и приводов, скорости прокатки, плоскостности и шероховатости полосы установили, что суммарные обжатия, рекомендуемые для обеспечения заданных свойств готовой продукции, могут быть обеспечены при ширине полос до 1250 мм. При этом толщина подката с увеличением ширины уменьшается от 3,4 до 3,0 мм для стали класса качества 220 и от 3,0 до 2,9 мм для стали 260. Скорости и производительность стана для различных классов прочности, но при одинаковых профилеразмерах практически одинаковые. Результаты опытной прокатки подтвердили значения и характер изменения параметров процесса, найденных в результате автоматизированного проектирования.

Ключевые слова:

высокопрочная IF-сталь, кривая упрочнения, процесс холодной прокатки, двухклетевой реверсивный стан холодной прокатки, максимальная ширина холоднокатаной полосы, максимальная толщина подката, механические свойства холоднокатаной полосы, шероховатость поверхности холоднокатаной полосы

Румянцев Михаил Игоревич – профессор кафедры технологий обработки материалов, доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0003-0608-0446

Завалищин Александр Николаевич – профессор кафедры литейных процессов и материаловедения, доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1. Юсупов В.С., Адигамов Р.Р. Тенденции мирового развития автомобильных листовых сталей // Черная металлургия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2025. Т. 81. №1. С. 30-37. https://doi.org/10.32339/0135-5910-2025-01-30-37

2. Беняковский М.А., Масленников В.А. Автомобильная сталь и тонкий лист. Череповец: Издательский дом «Череповец», 2007. 625 с.

3. Родионова И., Филиппов Г. Технологические аспекты производства сталей для автомобилестроения // Инженер-механик. 2010. № 4. С. 25-30.

4. Магнитогорский металлургический комбинат. Каталог металлопроката. Автомобильная промышленность. https://mmk.ru/catalogs/metal_products/automotive_industry/files/assets/basic-html/page212.html

5. The compact cold mill (CCM). Steel Times Int. 1997. Vol. 21. No. 2, p. 38

6. Создание и освоение двухклетевого реверсивного стана холодной прокатки / В.Ф. Рашников, Р.С. Тахтаутдинов, А.И. Антипенко [и др.] // Сталь. 2003. № 7. С. 41-45.

7. Chen Q. Concept, design and operational results of the Compact Cold Mill at Jinan Iron Et Steel // Stahl und Eisen. 2007/02/15. P. 53-58

8. Liu, Guangming & Li, Yugui & Huang, Qingxue & Yang, Xia & Liu, Aimin. Analysis of Startup Process and Its Optimization for a Two-Stand Reversible Cold Rolling Mill. Advances in Materials Science and Engineering. 2017. https://doi.org/1-10. 10.1155/2017/8715340

9. Румянцев М. И. Опыт развития и применения автоматизированного проектирования режимов горячей и холодной прокатки листовой стали разнообразного назначения на станах различных типов / // Труды IX Конгресса прокатчиков, Череповец, 16–18 апреля 2013 года. Череповец: ОАО «Черметинформация», 2013. Т. 2. С. 43-54.

10. Технологические особенности производства холоднокатаного автомобильного листа из новой коррозионностойкой экономнолегированной стали с BH-эффектом / В.В. Кузнецов, Э.А. Гарбер, В.С. Юсупов, Д.Л. Шалаевский // Производство проката. 2007. № 11. С. 9–12.

11. Ланге Э. Инновационные технологические модели: оптимизация процесса производства плоского стального проката // Черные металлы. 2017. № 9. С. 42-46.

12. Kozhevnikov A., Kozhevnikova I., Bolobanova N. Development of the model of cold rolling process in dynamic conditions // Journal of Chemical Technology and Metallurgy. 2018. Vol. 53. No. 2. P. 366-372.

13. Решения для производства высокопрочных сталей и тонкой холоднокатаной полосы / К. Кримпельштеттер, И. Маэно, М. Бергман, Г. Кайнтцель // Черные металлы. 2020. №4. С. 22-32.

14. Shatalov R.L., Kulikov M.A. Influence of Outer Parts of a Strip on the Deformation and Force Parameters of Thin-Sheet Rolling. Metallurgist, 2020, 64 (7-8), pp. 687-698.

15. Развитие валковых систем CVC на основе математического моделирования для повышения качества холоднокатаного проката и стойкости валков / В.М. Салганик, И.В. Виер, П.П. Полецков, М.И. Румянцев // Труды Пятого конгресса прокатчиков. (Череповец, 21-24 октября 2003 г.). М.: Черметинформация, 2004. С. 146-150.

16. Виер И.В. Моделирование профилировки валков клетей кварто для расширения диапазона регулирования плоскостности холоднокатаных полос и повышения стойкости инструмента: дис. … канд. техн. наук. Магнитогорск, 2004. 170 с.

17. Развитие и применение методики разработки и совершенствования технологий производства листового проката / М. И. Румянцев, А.Н. Завалищин, А.В. Горбунов [и др.] // Труды XI Конгресса прокатчиков, Магнитогорск, 09–11 октября 2017 года. Магнитогорск: ОАО "Черметинформация", 2017. Т. 2. С. 427-435.

18. Rumyantsev M. I. Some approaches to improve the resource efficiency of production of flat rolled steel // CIS Iron and Steel Review. 2016. Vol. 12. P. 32-36. DOI: 10.17580/cisisr.2016.02.07. EDN YUZWUD.